Следи за скоростью
16+

Renault заинтересовалась домом на колесах с солнечными панелями

Электромобили, работающие на солнечной энергии, — несбыточная мечта или реальность, которая уже не за горами? Для команды студентов Solar Team из Эйндховенского технологического университета это уже практически свершившийся факт.
Автор: Никита Новиков, редактор

В качестве доказательства они представляют Stella Vita - прототип автомобиля с фотоэлектрическими панелями на крыше, питающими не только двигатель, но и все остальные системы. Идея дома на колесах очень близка Renault Group, поэтому Stella Vita вызвал живой интерес специалистов Mobilize, которые постоянно ищут новые пути развития устойчивой мобильности. На увлекательной творческой встрече студенты представили свой проект и детально познакомились с рядом революционных концептов и шоу-каров Renault и Mobilize.

Утром 24 сентября по улицам Гийанкура в Большом Париже проехал необычный прототип. Он стартовал из Нидерландов и преодолел тысячи километров по Европе по дороге в Техноцентр Renault. Этот футуристичный автомобиль под названием Stella Vita спроектирован группой Solar Team из 22 студентов Эйндховенского технологического университета. Он появился на свет как демонстрация возможностей в сфере развития новых видов устойчивого транспорта, поскольку питается от нескольких источников, включая солнечную энергию. А что может быть лучше для испытания в реальных условиях, чем поездка по Европе? И не просто поездка, а 3000-километровый пробег из нидерландского Эйндховена в испанскую Тарифу только на солнечной энергии, чтобы доказать жизнеспособность проекта.

Renault Group, которая является одним из первопроходцев в сфере электрического транспорта, создала бренд Mobilize, занимающийся развитием низкоуглеродного транспорта совместного пользования. Он изучает альтернативные источники энергии, включая солнечную, и активно ищет новые идеи для решения задач завтрашнего дня.

Разработчики Stella Vita поделились интересным опытом, который получили в ходе работы над проектом и презентации своего прототипа компаниям, университетам и другим организациям. Их главной целью было заинтересовать как можно больше людей и продемонстрировать, что  для создания устойчивого будущего можно положиться на солнечную энергию.

Они досконально проработали свой концепт. Stella Vita — это дом с возможностями автомобиля, который умеет все. Этот проект позволил студентам перейти от теоретических исследований к практической реализации своих идей.

Солнечные панели Stella Vita установлены на крыше. Когда автомобиль находится на стоянке, панели можно развернуть и увеличить их площадь до 17,5 м2. Этого достаточно, чтобы не пользоваться зарядными станциями, таким образом, водитель может двигаться, куда угодно, не нанося вред окружающей среде. Stella Vita разгоняется до 120 км/ч благодаря хорошей аэродинамике и массе в 1700 кг. Литий-ионный аккумулятор емкостью 60 кВт-ч обеспечивает пробег в 600 км на одной зарядке, а если в течение поездки светит солнце, эта цифра может увеличиться до 730 км. Тем не менее, на полную зарядку батарей с помощью солнечных панелей на остановке требуется 2–3 дня. Поэтому в автомобиле есть разъем для зарядки от стандартных терминалов, что, во-первых, намного быстрее, чем от солнца, а во-вторых, такое решение не зависит от погодных условий.

Панели на крыше собирают солнечную энергия для питания оборудования прототипа, который также является жилым домом. Renault, со своей стороны, может похвастаться давней историей разработки автомобилей для жизни. Это не просто старый слоган и образ мышления, характерные для прошлой эпохи, но идея, которая продолжает вдохновлять бренд и сегодня. Stella Vita прекрасно соответствует этой концепции и идет еще дальше, предлагая возможности полноценного дома на колесах. По замыслу создателей этот прототип воплощает будущее устойчивого транспорта — питающийся солнцем мобильный дом, где можно жить и даже работать во время поездки.

Мы все детально просчитали и поняли, что солнечные панели дают энергию в избытке. Тогда возникла идея прикинуть, а что можно сделать с этими излишками — так родился автомобиль, в котором можно жить.

Во время остановки крыша Stella Vita поднимается, увеличивая пространство в салоне, а также раздвигаются боковые крылья, удваивая площадь поверхности солнечных панелей. Хотите посмотреть телевизор, приготовить еду или принять душ? Нет проблем. В автомобиле есть кухня кровать, диван, душ и туалет — и все они питаются солнечной энергией. На экране мультимедийной системы показывается расход энергии в реальном времени, что позволяет эффективнее управлять ее использованием.

Инновационные идеи в основе Stella Vita вошли в стратегию Mobilize, а результаты исследований будут использоваться в разработке новых, еще более амбициозных и экологичных решений мобильности.

Оригинальный проект, вышедший далеко за пределы изначального образовательного замысла, стал плодом общих усилий студентов Solar Team, обучающихся по разным дисциплинам, включая машиностроение, электротехнику, информатику и промышленный дизайн. Такой междисциплинарный подход привлек внимание Лоренса ван ден Акера, шеф-дизайнера Renault Group, который также учился в Эйндховенском технологическом университете и с большим удовольствием встретился с молодыми разработчиками. 

Лоренс пригласил студентов в студию дизайна в Техноцентре, где те смогли детально познакомиться с концептами и шоу-карами Renault и Mobilize. Там они обсудили будущее проекта и трудности, которые приходится преодолевать при превращении прототипа в серийную модель.

Создатели Stella Vita получили ценный совет — например, они узнали, что при работе над прототипом крайне важно, чтобы концепт минимально отличался от реального автомобиля, который в дальнейшем поступит в продажу. Так, при осмотре Renault 5 Prototype они видели практически в точности будущую серийную модель, которая должна выйти на рынок в 2024 году. Они также познакомились с процессом перехода от проекта к производству на примере концепт-кара Renault MORPHOZ, первого в новом поколении электромобилей Renault, и шоу-кара Megane eVision, на базе которого был создан новый Mégane E-TECH Electric. Студенты также внимательно изучили концепт TreZor 2016 - прекрасный пример превращения прототипа в серийную модель. Например, его Г-образный монитор на приборной панели стал прообразом экрана OpenR, который сегодня используется в новом Megane E-TECH Electric.

Патрик Лешарпи, вице-президент Mobilize по дизайну, поговорил со студентами Solar Team об оригинальных аспектах творческого процесса, лежащих в основе создания автомобилей бренда. Разработка автомобилей является уникальной услугой, которую оказывает Mobilize. При этом она основана на творческом подходе, отличающемся от того, что делают более традиционные бренды. Дизайнеры начинают не с эскиза автомобиля, а думают об общем опыте устойчивой мобильности и услугах, которые могут заинтересовать не только обычных автовладельцев, но и операторов автопарков и городские власти.

Современные автомобили не подходят для общего пользования. Поэтому нам нужно создавать другие транспортные средства, соответствующие новым применениям и потребностям. Со временем автомобили станут более подключенными и мощными

На встрече были определены первые шаги к поиску ответа на вопрос, который сейчас у всех на устах: сможем ли мы уже скоро водить автомобили, питающиеся только от солнечных лучей? Студенты Solar Team полагают, что Stella Vita — это первый эксперимент в области транспорта на солнечной энергии, рыночное внедрение которого начнется в 2030 году. Однако для масштабного развертывания потребуются серьезные технологические прорывы в области фотоэлектрических панелей и аккумуляторов. Команда сможет использовать исследования Mobilize по применению возобновляемых источников энергии для питания электромобилей, проводимые на базе «умного острова» Порту-Санту (Португалия).

В любом случае солнце освещает Stella Vita и дальнейшие перспективы проекта. Мобильность и возобновляемая энергия — это идеальный тандем, который поможет преодолеть трудности, связанные с экологическим переходом в автомобильной отрасли.