Следи за скоростью
16+

От Enzo до Daytona SP3: как эволюционировал самый мощный V12 Ferrari

На фоне многих автопроизводителей, построивших несколько удивительных двигателей V12 на протяжении прошлого века, выделяется Ferrari. Одни из лучших когда-либо созданных V-образных двигателей с двенадцатью цилиндрами были произведены в Маранелло, а последним представителем этой легендарной линии является F140, шедевр современной инженерной мысли.
Автор: Юлия Иванчик, редактор

Вскоре после окончания Второй мировой войны автомобильная промышленность Италии начала возрождаться из пепла. Среди производителей автомобилей, которые снова встали на ноги, была компания Энцо Феррари, которая начиналась как Auto Avio Costruzioni в 1939 году, но в 1947 году получила имя своего основателя.

В том же году родился первый двигатель, разработанный в Ferrari. 1,5-литровый двигатель V12, названный в честь выдающегося дизайнера Джоаккино Коломбо, был создан для использования в Формуле-1. Он был успешным с самого начала, помог «Гарцующему коню» выиграть шесть из четырнадцати гонок в этом году, будучи установленным под капотом 125 S.

Два других двигателя V12 — один разработан Аурелио Лампреди, а другой — Витторио Джано — также использовались в 1950-х годах, но Colombo постоянно улучшался, пережив своего брата и приводя в действие некоторые из самых известных автомобилей марки, пока он не был окончательно снят с производства в 1988 году.

Конечно, Ferrari также построила много других выдающихся двигателей с меньшим количеством цилиндров, но осталась верна конфигурации V12 для большинства своих флагманских моделей. После прекращения производства Colombo Sceria создала серию агрегатов Формулы-1, но новый V12, предназначенный для дорожных автомобилей, появится в начале 1990-х, когда семейство двигателей F116 / F133 дебютировало в Grand Tourer 456 1992 года.

На Парижском автосалоне 2002 года компания представила последнюю версию своей длинной линейки шедевров ограниченного производства, созданных на основе гоночных автомобилей, Enzo Ferrari. Изысканный дорожный суперкар с дверями — бабочками, поставлялся с новым двенадцатицилиндровым двигателем под кодовым названием Tipo F140 B.

6,0-литровый, полностью алюминиевый, 65-градусный V12 в конфигурации с двумя верхними распредвалами (DOHC), четырьмя клапанами на цилиндр, с изменяемой фазой газораспределения и системой впрыска топлива Bosch Motronic ME7, F140 был самым мощным безнаддувным двигателем, когда-либо устанавливавшимся на дорожный автомобиль. Он мог развивать мощность 651 л.с. при 7800 об/мин и крутящий момент 657 Нм при 5500 об/мин.

В то время Ferrari была самым успешным именем в Формуле-1, и многие из технологий, впервые примененных на трассе, нашли свое применение в Enzo. Однако, в отличие от Tipo F130B F50, этот новый V12 не был силовой установкой F1. Фактически, его архитектура была основана на F136 V8, и у него не было общих компонентов с V10, которые помогли Михаэлю Шумахеру стать одним из лучших гонщиков всех времен. При этом он был создан теми же мастерами, что и двигатели Формулы-1, и, как вы сейчас прочтете, его мощность превышала 651 л.с.

Суперкар был выпущен в количестве 400 экземпляров до 2004 года, но его двигатель V12 продолжал развиваться. Наряду с платформой Enzo, Maserati позаимствовала этот агрегат для своей специальной омологации MC12, в результате чего появился гоночный автомобиль GT1 и концепт Birdcage 75th, разработанный Pininfarina. С 2004 по 2010 год MC12 GT1 участвовал в различных гоночных сериях, доминируя в большинстве из них. Это был единственный случай, когда F140 (M144B/2 в облике Maserati) использовался в соревнованиях, санкционированных FIA, что доказывает, что это гораздо больше, чем двигатель гражданского автомобиля.

В 2005 году Ferrari представила FXX, «трековое оружие» на базе Enzo с расточенной версией своего V12, получившей название F140 DA. В этой конфигурации 6,3-литровый мотор мог выдавать 789 л.с. и 686 Нм крутящего момента, но было место для большего, поэтому в 2007 году был выпущен FXX Evoluzione. На этот раз мощность была увеличена до 848 л.с. и 690 Нм, максимум, что он мог сделать без помощи системы рекуперации кинетической энергии (KERS). В видео ниже вы можете услышать, как он звучит на гоночной трассе в Монце.

В разрешенной для использования на дорогах форме двигатель сначала сохранил свой первоначальный рабочий объем 6,0 литров, разделившись на два отдельных агрегата: первый был слегка расстроенным 612-сильным F140 C, который использовался в 599 GTB Fiorano (2006 года), а второй был 661-сильный F140 CE 599 GTO (2010 года).

Также как и варианты FXX, впоследствии он был увеличен до 6,3 литров и выпускался в четырех вариантах мощности. Самый мощный из них использовался в первом плагин-гибриде компании LaFerrari 2013 года. Сама по себе силовая установка, носившая обозначение F140 FE, могла развивать мощность 789 л.с. и 700 Нм крутящего момента, но когда система была задействована, эти цифры росли до 950 л.с.

Как и в случае с Enzo, LaFerrari также превратился в «трекового монстра» с появлением FXX-K (2014 год) и FXX-K Evo (2017 год). У этих двух ультраредких моделей пиковая мощность и крутящий момент остались на том же уровне, что и у FXX предыдущего поколения, но с помощью KERS они увеличились до 1036 л.с. и 900 Нм.

Нынешняя 6,5-литровая версия F140 начала производиться в 2017 году, и, как и ее 6,3-литровый «брат», она включает в себя четыре различных варианта мощности. Три из этих итераций мощностью от 789 до 819 л.с. можно найти в моторных отсеках 812 Grand Tourer или Monza SP1 и SP2 без лобового стекла.

Как только мы подумали, что Ferrari отказывается от неэлектрифицированных автомобилей с двигателем V12, производитель анонсировал захватывающий дух Daytona SP3 со средним расположением двигателя . Вдохновленный спортивными прототипами, выигравшими гонку Daytona 24 Hours 1967 года, он будет доступен в 2022 году с двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 828 л.с.

В безнаддувном исполнении эта удивительная силовая установка, кажется, достигла вершины линейки. Однако недавние слухи гласят, что итальянский автопроизводитель планирует продлить срок его службы с помощью турбонаддува. Некоторые говорят, что грядущий внедорожник Purosangue предложит такую установку, но официальной информации пока нет. Независимо от того, правда это или нет, F140, безусловно, является последним двигателем Ferrari V12. Скоро он отметит 20 лет с момента запуска в производство и войдет в историю как один из величайших двигателей, когда-либо созданных Ferrari.

Галерея: V12 Ferrari